I Уральская международная научно-практическая онлайн-конференция по групповому анализу
ВОЖАКИ СТАИ:
СУДЬБА ВЛАСТИ В ГРУППЕ
Итоги конференции 16-17 декабря 2023 года
Программа конференции состояла из 13 докладов, круглого стола и работы в малых и больших группах. В конференции приняло участие 67 человек (51 участник и 16 спикеров).
Когда мы выбирали тему для нашей первой конференции, мы хотели взять что-то острое и актуальное – так и получилось, и конференция прошла удивительно динамично.
Организаторами выступили: РО-Екатеринбург МОО ЕАРПП и МШГА.
Мы благодарим всех докладчиков и участников за сотрудничество, интерес к теме и по-настоящему живое общение даже в онлайн-пространстве!
Индивидуальный и групповой психотерапевт психоаналитического подхода; бывший директор центра обучения и исследований COIRAG; бывший президент Ассоциации Acanto, член Il Nodo Group; член Нейропсихоаналитической ассоциации; бывший член AIPB (Международная ассоциация психодрамы Баллинта)
ДОКЛАД: Группы как сложные системы: возможные отношения лидера и группы
Сложная система – это целый комплекс взаимосвязанных элементов, в котором непросто определить взаимодействия и общее развитие. В анализе групп развивающиеся динамики зависят от взаимодействий между лидером и группой, между членами группы, между подгруппами и от внутренних динамик каждого индивидуума. Мы изучим личностные характеристики лидера с связи с функционированием группы, учитывая то, что идеальный лидер, как и идеальная организация и идеальная группа, являются только фантазией и желанием, далеким от реальности.
Тимошкина Алина Алексеевна
К.псх.н., клинический психолог (МГУ), психоаналитик, групп-аналитик, тренинг-аналитик и супервизор ЕАРПП (Россия) и ECPP (Vienna, Austria), доцент кафедры клинического психоанализа МИП, Зав.кафедрой психоанализа и групп-анализа ММА, президент ЕАРПП, член правления ECPP(Vienna, Austria), руководитель Международной Школы Группового Психоанализа (COIRAG, EGATIN, ECPP)
ДОКЛАД: Отношения ведущего и группы, как целого. Ответственность и общие ценности.
Групп-аналитики исследуют и учитывают бессознательные групповые процессы, создавая пространство для развития. В Организации целью является результат, а в терапевтической группе – процесс. ЕАРПП — это экосистема, Президент — это менеджер компромисса. Большая группа — селектор и интегратор. Корпоративная культура (отношения) — способы коммуникации, ценности, морально-этические смыслы. Взаимодействие между групповым мышлением и желаниями отдельных членов ЕАРПП приводит к формированию групповой культуры.
Коряков Ярослав Игоревич
Клинический психолог, психотерапевт, психоаналитик, тренинг-аналитик и супервизор ЕАРПП (Россия, РО-Екатеринбург) и ECPP (Vienna, Austria), научный редактор журнала «Пространство психоанализа и психотерапии», член Правления ЕАРПП, член Российского Психологического Общества (РПО), старший преподаватель кафедры клинической психологии и психофизиологии Уральского Федерального Университета, член Международного института психотерапии (IPI)
ДОКЛАД: Эстетика в группанализе
Потребность в определённости является базовой особенностью человеческой психики. Реальность – хороший организатор, дающий опору (пусть и не очень надежную). Изучая закономерности внешнего, "объективного" мира, мы стараемся руководствоваться научной (даже естественнонаучной) логикой. Поскольку в рамках психических процессов мы не опираемся на реальность, нам нужно что-то взамен, в качестве опоры, для спокойного существования. Такой опорой становится миф – упорядоченная система смыслов. И когда мы говорим о внутреннем мире, о фантазиях, эффективно пользоваться мифологической логикой, а не научной логикой. В научной логике смыслы универсальны и "объективно" обоснованы. В мифологической – огромное значение имеет эстетика. Внутренний мир, фантазии – согласованы по правилам эстетических критериев. В соответствии с ними мы выстраиваем и оцениваем наши интерпретации – даже в индивидуальной работе с клиентом. Но здесь мы еще можем пытаться "анализировать" логически и прибегать к формализованным структурам – для собственного успокоения (и это важный ресурс). В групповой работе сложность системы порождает процессы, заведомо превосходящие наши рассудочные способности. И тут на помощь приходит эстетика. Она управляет нами даже тогда, когда мы убеждены в противоположном. Связующим субстратом интерпретации, групповой фантазии и жизни становится не правильность и обоснованность, а красота, метафоричность, согласованность и само эстетическое чувство, не поддающееся четкой формулировке. Эстетичность (сколь бы разной она ни была) порождает убедительность, становясь, таким образом, основой для поддержания роли ведущего (и лидера в обществе) и даже проводником властных полномочий. Сама по себе эстетика не терапевтична (порой травматична) и может быть разной – эстетика чувства, эстетика простоты, эстетика ясности. Важно понимать, какие формы доминируют в группе и как можно опираться на эти процессы и трансформировать их.
Фёдоров Ян Олегович
К.м.н., психоаналитический психотерапевт и группаналитик, супервизор и член Координационного совета РПА, психотерапевтический центр «Диалог» (Грузия).канд.мед.наук, психоаналитический психотерапевт и группаналитик, супервизор ЕАРПП (Межрегиональная общественная организация «Европейская Ассоциация Развития Психоанализа и Психотерапии»), РПА (Российской Психотерапевтической Ассоциации), ЕСРР (European Confederation of Psychoanalytic Psychotherapies), член РОП (Российское Общество Психиатров) и ISPS (The International Society for Psychological and Social Approaches to Psychosis)
ДОКЛАД: Борьба за власть в группе
Власть можно определить как способность навязать свою волю и управлять другими людьми, даже если они этому сопротивляются. Зачем участникам навязывать свою волю группе? Затем, что они привыкли так делать, чтобы справиться с эмоциями. Захват власти помогает «прокрутить» привычный механизм психологических защит, который, скорее всего, уже пора выбросить на свалку. Некоторые из участников очень талантливы в способности навязать свою волю, которая будет тормозить прогресс группы. В этом случае борьба за власть становится актуальным сопротивлением, которое требует разрешения. В докладе поразмышляем о механизмах, феноменологии и противоядии от сопротивлений подобного рода.
Савичева Елена Петровна
PhD, практикующий психоаналитический психотерапевт, парный терапевт и групп-аналитик; Супервизор ЕАРПП/ЕСРР (Австрия, Вена) по индивидуальному и групповому анализу, Групповой супервизор IGA (Лондон); Председатель РО Москва ЕАРП, Руководитель Клинической секции, организатор и ведущая Клинических суббот РО Москва.
ДОКЛАД: Властелин колец
«Кресло власти сработано не по мерке головы» — Станислав Ежи Лец
Знаете ли вы символику власти? А откуда она к нам пришла и почему такая? Подумаем вместе. В докладе, начиная с социокультурологического слоя, мы постепенно перейдем в поле групп-аналитического дискурса. И посмотрим, через призму символического, как размещает свою власть групповой ведущий и как через параллельные процессы и резонансы группа ему это отражает. И поразмышляем на примерах клинических виньеток как это влияет на динамику рабочей группы.
Валеева Жанна Николаевна
Психоаналитический психолог, психоаналитик, группаналитик, член ЕАРПП, председатель Регионального отделения ЕАРПП г. Сочи.
ДОКЛАД: “Убей меня, если сможешь”
Навигация по темной бездне: исследование агрессивной динамики в психодинамических группах. В рамках доклада мы поговорим о сложной и часто тревожной сфере агрессивной динамики в психодинамической групповой терапии. Рассмотрим проявления, последствия и терапевтические проблемы, связанные с агрессивными фантазиями и проявлениями в групповом контексте. Как агрессивные тенденции, открытые или скрытые, проявляются и взаимодействуют со сложным взаимодействием переноса и контрпереноса между членами группы? Какова роль лидерства в этом процессе? С какими этическими аспектами работы может столкнуться терапевт в процессе нахождения баланса между сдерживанием и исследованием? И каков потенциал трансформационного опыта убийственных фантазий? Приглашаю вас к исследованию темных аспектов групповой динамики терапевтического потенциала, заложенного в обращении к агрессивным фантазиям и их пониманию в психодинамической группе.
Тишкова Татьяна Олеговна
Клинический психолог, сертифицированный тренинговый аналитик и супервизор ЕАРПП, группаналитик и трениговый аналитик ECPP, AGP. Руководитель секции детского анализа РО Москва ЕАРПП, член Президентского совета саморегулируемой организации Национальная Ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов», вице-президент Русского балинтовского общества.
ДОКЛАД: Сам себе режиссёр
В основе позиции ведущего группы – дружелюбное общение в форме «свободно плавающего внимания». Осознавая свои ассоциации, которые индуцируются группой в данный момент, он настраивается на звучание и ритм группы, при этом именно он способен входить в эти состояния и выходить из них, сохраняя границы группы – время и место. Как оставаться уверенным в себе, с развитым самообладанием и одновременно чувствительным, непредвзятым, не поддаваться на провокации, не проявлять раздражительность и нетерпение, поддерживать «группаналитическое отношение» без потерь для авторитета вожака стаи?
Павлова Марина Витальевна
Психоаналитический психотерапевт и группаналитик супервизор ЕАРПП (Межрегиональная общественная организация «Европейская Ассоциация Развития Психоанализа и Психотерапии»), РПА (Российской Психотерапевтической Ассоциации), ЕСРР (European Confederation of Psychoanalytic Psychotherapies) член РОП (Российское Общество Психиатров) и ISPS (The International Society for Psychological and Social Approaches to Psychosis)
ДОКЛАД: "Растаявший в стае". Особенности агрегатного состояния ведущего.
В докладе метафорически рассматриваются параллели контрпереноса ведущего группы с агрегатными состояниями веществ в физико-химических процессах, на примере групп с участием доэдипальных пациентов. Исследуются количества удельной теплоты парообразования и плавления, чтобы «вовремя испариться» или, напротив, «стать водой» так, чтобы участники группы при этом не «выпадали в осадок», а ведущий не забывал о своем праве иметь «твердую кристаллическую решетку». Будут представлены примеры групп, проходивших на базе дневного стационара психоневрологического диспансера СПб, в стенах которого автор провел 30 долгих лет жизни…
Черкас Полина Олеговна
Психоаналитический терапевт, преподаватель психологии, исполнительный директор Центра психотерапии и психоанализа МШГА, сертифицированный тренинговый групп-аналитик и специалист ЕАРПП, онлайн терапевт ACTO.
ДОКЛАД: Власть ведущего в группе или ведущий во власти группы?
Ведущий группы, безусловно, обладает определенной властью. Мы принимаем решение о сборе группы. Мы задаем формат и время. Мы назначаем цену. Принимаем решение о том, брать участника или нет. На каждой сессии делаем выбор: вмешаться в групповую динамику определенной интервенцией или дать ей развернуться самостоятельно. Решаем, когда группа завершится. А Вы в этом уверены? Задумывались ли Вы над вопросами:
Я использую особое положение лидера или пользуюсь им?
Имею контроль или иллюзию контроля?
Обладаю властью над группой или захвачен властью группы?
Об этих невероятно важных для групп-аналитика вопросах я и хочу поразмышлять вместе с вами в своем докладе на предстоящей конференции.
Хакимова Юлия Михайловна
Практикующий психоаналитик, специалист ЕАРПП, национального отделения ECPP (Austria, Venna), клинический психолог, тренинговый групаналитик МШГА (GPPGA), автор серии книг по практической психологии и создатель психологических игр для пар и семьи "Я тебя понимаю"
ДИСКУССИЯ: Образование пары на группе: любовь или конкуренция с ведущим.
Участникам конференции будет предложен психоаналитический разбор клинической виньетки: образования пары в группе. История развития психологии знает достаточно историй, где отношения психолога и клиента перерастали в любовные отношения. А возможна ли любовь между участниками группы или это игры бессознательного? Как групповые психоаналитики, стремящиеся к углублению понимания межличностных отношений в терапевтической среде, мы стремимся внести возможную ясность в сложное взаимодействие между романтическими связями и влиянием лидерства в группе, что включает в себя несколько аспектов:
Исследование того, как групповая среда влияет на формирование и развитие романтических связей между ее членами;
Изучение влияния динамики лидерства на формирование пар в группе, включая возможные элементы конкуренции или соперничества;
Анализ явлений переноса и контрпереноса, которые могут способствовать возникновению романтических отношений и потенциальной борьбе за власть в группе;
Обсуждение этических аспектов романтических отношений в терапевтической группе и изучение потенциальных последствий для терапевтического процесса в целом.
Фостиропуло Христина Григорьевна
Практикующий психоаналитик, группаналитик, специалист ЕАРПП, специалист ECPP (Vienna, Austria), автор канала о современном психоанализе https://t.me/psy_fostiropulo
ДОКЛАД: Антигрупповой потенциал дирижера: о некоторых негативных аспектах поведения дирижера по отношению к группе.
Все, что происходит в интерсубъективной групповой матрице, сознательное и бессознательное, является со-творчеством, общим пространством многогранных взаимодействий. Как возникают антигрупповые силы? Почему в некоторых случаях субъективность группы находит выход в групповой психопатологии и какую роль в этом играет бессознательное дирижера? Подверженное непредсказуемости групповых событий, оно активируется с самого начала и оказывается в центре группового равновесия. В докладе исследуется центральное положение дирижера и его антигрупповой потенциал при чрезмерной нарциссической идентификации с группой.
Гречко Владимир Александрович
Магистр психологии, психоаналитик, групповой аналитик, организационный психолог, заместитель председателя РО УФА ЕАРПП, председатель комитета по науке РО УФА ЕАРПП. Преподаватель Международной Школы Группового Анализа. Автор научной публикации https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN123.pdf.
ДОКЛАД: Группа – функция, вещь или объект? Борьба за предназначение группы.
В малых группах, как и в любой социальной группе, возникает множество тем для дискуссий, начиная от правил взаимодействия, заканчивая направленностью и целями. Одним из дискуссионных вопросов между участниками в малых группах нередко становится тема «Предназначения» группы. В докладе будут рассмотрены:
Три основные идеи о предназначении группы, встречающиеся у участников группы.
Восприятие предназначения группы у участников с разными уровнями психического функционирования.
Случай битвы за предназначение группы. Кто победит и почему?
Шленина Мария Валерьевна
Член ЕАРПП, член Правления РО Екатеринбург, специалист, тренинговый аналитик, супервизор, преподаватель УрФУ.
ДОКЛАД: Опыт психоаналитически ориентированной работы с подростками в долгосрочной группе в ОУ.
В докладе будет описан опыт работы с группой подростков в психодинамическом подходе. Участники группы-учащиеся 10х классов одной из школ Екатеринбурга. Цель работы – научиться распознавать свои чувства , обнаруживать особенности межличностного взаимодействия. Особенности ведения данных групп-ведущий группы -психолог, работающий в школе. Находится в поле доступа для участников группы, участники группы также пересекаются друг с другом вне границ группы. Некоторые выводы о подобной работе, ее результатах в психодинамическом ракурсе предполагается более подробно раскрыть в небольшом докладе.
Колосовская Авелина Сергеевна
Психолог, психоаналитик, член ЕАРПП. Координатор конференции.
ДИСКУССИЯ: Конкуренция в психоаналитическом профессиональном сообществе.
По материалам выступления была опубликована статья в журнале ЕАРПП "Пространство психоанализа и психотерапии".